Наука и жизнь

по версии одной блондинки


Previous Entry Share Next Entry
Медиаграмотность как компетенция современного специалиста дошкольного образования
cantri
cantri
Красушкина А.В. Медиаграмотность как компетенция современного специалиста дошкольного образования // Череповецкие научные чтения – 2015. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11-12 ноября 2015 г). Часть 2: педагогика, психология, методика преподавания, художественное образование. Череповец, 2016. – С.120-121.

Рост творческого, научного и профессионального потенциала молодежи – такая задача была поставлена Президентом РФ перед различными общественными институтами еще в 2009 году, объявленном тогда Годом молодежи. Сегодня стало понятно, что это не просто громкие слова, а требование самой реальности. К сожалению, забота о материальном обеспечении оттесняет духовные потребности современной молодежи на второй план. Театры, выставки и концертные залы не привлекают современного подростка, педагоги и библиотечные работники свидетельствуют о резком снижении читательского интереса среди молодежи, и опасения о постепенном отчуждении подрастающего поколения от ценностей отечественной и мировой культуры далеко не беспочвенны.

В то же время исследователи (А.В. Шариков, А.В. Федоров, Г.А. Поличко, Е.А. Бондаренко, Г.А. Голицын, В.В. Мантуленко, Е.В. Жилавская и др.) подчеркивают, что все более привлекательной для молодежи становится информация, полученная из медиасреды, которая в наши дни характеризуется такими качествами, как обширность, субъективность и агрессивность. На наш взгляд, главная проблема состоит в том, что молодой зритель/слушатель зачастую не способен рассмотреть в потоке информации масс-медиа источник знаний об окружающем мире, а единственной целью обращения к ним чаще всего является желание развлечься. Информация из медиа привлекательна для молодежи, поскольку она, как правило, эмоционально окрашена, актуальна, доступна, проста и не требует интеллектуальных усилий со стороны реципиента [2]. Снижение способности критически оценивать информацию и поверхностное ее восприятие – лишь некоторые последствия данного положения дел, которые мы наблюдаем у сегодняшних студентов. В связи с этим приобретает особую актуальность медиапедагогика как «развитие личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов» [1, с. 83].

Включению технологий работы с масс-медиа в образовательный процесс разных стран с 80-ых годов XX века активно способствует Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая под медиаобразованием понимает обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике. В отличие от Европы наша страна только встала на путь понимания необходимости внедрения технологий медиаобразования в образовательный процесс, начиная с самой первой ступени. Современные исследователи сходятся во мнении, что в дошкольный период у детей должна быть сформирована медиаграмотность, в школьные годы – медиакультура, выпускники вузов вне зависимости от специальности должны обладать сформированными медиакомпетенциями. Несмотря на то, что по содержанию каждого из этих терминов еще ведутся дискуссии, отечественные медиапедагоги сходятся в том, что процесс медиаобразования должен быть системным и непрерывным, а его результатом должна стать медиакоммуникативная образованность личности.

Эту позицию ученых и практиков активно поддерживает государство. Разработкой компонентов медиаграмотности как одной из актуальных задач  массового медиаобразования несколько лет занимается Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [4]. «Медиаграмотность – одно из приоритетных направлений работы министерства», - сказал в эфире «Эха Москвы» 1 июня 2015 года заместитель министра Алексей Волин, подчеркнувший, что простые навыки общения с медиасредой касаются как детей, так и их родителей, и отметивший, что многие вузы уже стали внедрять курсы медиаграмотности в свою программу [6].
Сказанное представляется особенно актуальным, когда речь идет о подготовке будущих педагогов дошкольного образования, - тех, кому предстоит не только знакомить детей с медиасредой, но и работать с негативными последствиями влияния современных каналов получения информации и коммуникации (ТВ, интернет, компьютерные игры, гаджеты, массовая культура и т.д.), которые специалисты выявляют у детей уже в самом раннем возрасте. Таким образом, педагогу предстоит стать не только наставником для ребенка, но в вопросах взаимодействия ребенка с медиасредой он должен стать таким наставником и для родителя.
«Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. ставит перед будущим выпускником ряд важных профессиональных задач, среди которых использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности. Кроме того, формулировка одной общекультурных компетенций (ОК-7) данного ФГОС содержит требование владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации и осознания сущности и значения информации в развитии современного общества [5]. Таким образом, ФГОС требует от выпускника по направлению подготовки «психолого-педагогическое образование» высокого уровня медиаграмотности, составляющими которой являются умение пользоваться разными источниками информации и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, а также умение защитить себя от «информационных злоумышленников» и самому распространять информацию в соответствии с законом.

Анализ рабочих программ на кафедре дошкольного образования Института педагогики и психологии ЧГУ, показал, что в образовательный процесс активно внедряются такие технологии медиаобразования, как использование мультимедийных устройств, деловые игры и тренинги с использованием цифрового фиксирования, позволяющего просмотреть и проанализировать материал, видеолекции и вебинары, использование современных СМК, работа с материалом популярных телепрограмм и различных СМИ, технологии кинодидактики [3] и кинотерапии, производство собственных медиапродуктов (новостные заметки, посты в соц.сетях, коллажи, видеоролики, газеты, социальные проекты и проч.). Неразрывно связаны с медиасредой все внеучебные мероприятия – экскурсии, встречи, мастер-классы и т.д., подразумевающие интерактивное общение студентов с действительностью. Таким образом, можно говорить о том, что традиционные формы образования и воспитания активно адаптируются к новой информационной среде с целью расширения возможностей реализации личных и профессиональных качеств студента в стремительно меняющемся мире.

Сегодня мы ставим перед собой следующие задачи: системно встроить технологии медиаобразования в учебный процесс подготовки специалистов дошкольного образования путем введения в программу подготовки дисциплины или факультатива «Медиаобразование», провести полноценное исследование уровня сформированности компонентов медаграмотности у студентов кафедры, разработать план учебных и внеучебных мероприятий по их развитию и осуществлять текущий мониторинг.


Список литературы

1.    Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. – 322 с.
2.    Журин А.А. Школа, подростки, средства массовой информации. Монография. - М.: ЮНПРЕСС, 2000.
3.    Онкович А.В. Медиадидактика высшей школы // Международный журнал Медиа. Информация. Коммуникация. 2013, №5 / Эл. ресурс. Режим доступа: http://mic.org.ru/index.php/new/184-mediadidaktika-vysshej-shkoly. Дата обращения: 10.09.2015.
4.    Медиаграмотность и медиаобразование / Эл. ресурс: сайт Министерства  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/directions/540. Дата обращения: 20.11.2015
5.    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. №200 / Эл. ресурс: Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/5/20111115121912.pdf. Дата обращения: 20.11.2015.
6.    Новости радиостанции «Эхо Москвы» / Эл. ресурс. Режим доступа: echo.msk.ru/news/1559168-echo.html. Дата обращения: 18.11.2015.

Recent Posts from This Journal

  • Голодный поэт Сирано де Бержерак

    В парижском театре Комеди Франсез спектакль «Сирано де Бержерак» шел почти полтора месяца. Всё это время в кассах стояла табличка…

  • Оправдание одержимости

    Сделанная со вкусом, безумно красивая попытка оправдать мужскую несостоятельность, бесхребетность и инфантилизм - таким, если вкратце, для меня…

  • Розенкто и другие: проект TheatreHD в Череповце

    Порт пяти морей, крупный индустриальный центр и промышленная столица Северо-Запада, родина стали и спичек… Город с такими регалиями насчет…


?

Log in

No account? Create an account